Первые гастроли московского проекта «Второе приближение» в Киеве прошли скромно, но достаточно выразительно.

Концерт джазовых музыкантов (в Киев приехало основное ядро коллектива — лидер и пианист Андрей Разин, вокалистка Татьяна Комова и контрабасист Игорь Иванушкин) проходил 29 апреля в зале культовой галереи «Лавра», известной своими многочисленными экспериментальными театральными акциями, а также выставками художественного авангарда.

Кстати, в двух шагах от галереи располагается церковь, где захоронены останки основателя города Москвы, великого киевского князя Юрия Долгорукого (!) Так что кратковременное появление Андрея Разина и Татьяны Комовой на своей «исторической родине» (Андрей родом из Киева, Татьяна — из Днепропетровска — ред.) можно считать актом закономерным и в некоторым смысле патриотическим.

О своеобразии проекта «Второе приближение» и музыкантах, принимающих в нем участие, рассказывал его продюсер, известный «джазовый вед» Михаил Митропольский. На пресс-конференции он затронул вопросы состояния джаза, его места и значения в современном культурном пространстве. Кроме того, г-н Митропольский устроил мини-презентацию организованного им же самим в московской звукоиздательской компании компании «Landy Star» лейбла «Jazzland/Русская серия» с демонстрацией наиболее интересных джазовых релизов, в том числе и «Второго приближения» (некоторые из альбомов можно было приобрести сразу же после концерта).

Киевская концертная программа включала в себя композиции, ставшие уже своеобразной классикой для коллектива — «Регтайм», «Пьеро», «Квинты», «Lady be good», а так же свежие, еще редко исполняющиеся опусы — «Три настроения», «Интро», «Антракт». Впрочем, все рассуждения относительно старого и нового репертуара ансамбля рассеиваются с наступлением момента музицирования.

Буквально с первых звуков импровизаторы ненавязчиво вводят слушателей в особый зыбкий мир ощущений и ассоциаций, как бы призывая всех стать свидетелями таинственного процесса создания нового. При этом все ранее услышанное знакомое получает тут же на сцене второе рождение.

Так неприметный интервал квинты » рассматривается» музыкантами в процессе импровизации в различных историко-культурных ракурсах и сразу становится необычайно привлекательным для слушательского уха (композиция Андрея Разина «Квинты»). То слышны отголоски грузинского многоголосия (параллельные квинтовые ходы голоса и контрабаса), то появляются узнаваемые признаки стиля Белы Бартока (сухой скорый шаг фортепиано и контрабаса). Все это происходит на фоне характерного новоджазового звукоизвлечения — шумовые эффекты фортепиано, перкуссивное шуршание контрабаса, звукоподражательная манера пения .

Пришедшие из «разных музык» Разин, Комова и Иванушкин сумели обновить свой предыдущий стилистический опыт и направить его в русло экспериментальных поисков, подчинить его современным творческим идеям.

Не нарушая законов функционирования «новорожденного организма», музыканты свободно изъясняются в привычной, свойственной каждому из них манере.

На протяжении всего выступления Разин строго следил за музыкальной структурой в целом, регулировал иногда случающиеся смысловые длинноты и немедленно реагировал, включая смену фактуры или изменяя общую ритмическую пульсацию. Его композиторское мышление отразилось на построении формы музицирования, которая, как правило, представляла собой два этапа: экспозицию тематического материала (или его нахождение в процессе импровизации), а затем его развитие. В «Пьеро» (пьесе, посвященной памяти Мишеля Петруччиани) Андрей показал себя как знаток романтического фортепианного стиля, его игра поражала тонким проникновенным лиризмом.

Для Татьяны Комовой родной стихией оказалась фольклорная тема (конечно, вписанная в контекст исканий коллектива).В пьесе «Танец» певица превратилась просто в колдунью, которая своими «вокальными заклинаниями» (голосовая скороговорка) уводила слушателей в отдаленные времена языческих обрядов. Татьяна не только сумела погрузиться в определенное «медитативное» состояние (продемонстрировав феноменальное мастерство владения голосом), но и сумела вовлечь в него всех присутствующих в зале.

Игорь Иванушкин — прежде всего джазовый музыкант, поэтому вполне оправдан его повышенный интерес к ритмической стороне, который порой перерастал в откровенную перкуссию. В «Иванушкин-буги», «Lady be good» музыкант просто завораживал своим супер-драйвом.

Все трое, каждый по- своему, «играли» с залом и сразу же установили с ним устойчивый контакт. В результате все были довольны, всем дали возможность высказаться.

Музыка в исполнении музыкантов «Второго приближения» органично вписывалась в украинскую, по-весеннему настроенную природу. Неповторимые ароматы киевских каштанов, трепет зеленых листьев, осторожное журчание дождя, многоголосные пассажи птиц выгодно подчеркивали живое дыхание исполняемых произведений.

Визит «Второго приближения» в Киев носил важный характер для развития российско-украинских отношений в области джазовой музыки. Данная акция была первой в планируемом цикле, организуемом Дирекцией международных фестивалей в Киеве «Джаз центр» (Генеральный директор Петр Полтарев).

Г-н Митропольский от имени лейбла «Jazzland » объявил о достижении широкомасштабного договора между его лейблом и «Джаз центром», цель которого — обмен джазовыми проектами, совместные акции, распространение джазовых CD и многое другое.

От имени дирекции «Джаз центр» Петр Полтарев выразил полное удовлетворение достигнутым соглашением и подчеркнул его крайнюю необходимость в свете развивающихся культурных контактов между двумя странами.

О пребывании «Второго приближения» в Киеве снимается видеофильм, который в ближайшее время выйдет на телевизионные экраны Украины и — в дальнейшем — России.

Елена Супрун Киев

оригинал статьи — в архиве журнала Полный Джазз №116 (https://www.jazz.ru/mag/116/kiiv.htm)