Текст: Владимир Четвериков
Фото: Макс Бабчук

В последние годы пристальное внимание музыке уделяют ученые. Международная ассоциация психологов провела исследование природы успеха человеческой жизни. Суть его сводится к тому, что практически все реальные достижения объектов исследования — финансовое состояние, положение в обществе, удачи в бизнесе и т.п. — являются не только следствием затраченного труда, достойного образования и воспитания, но и в значительной мере реализовывались под влиянием… музыки!Учитывая специфику издания, не будем рассматривать все выводы, сделанные учеными, отметим лишь, что в среде людей бизнеса, в том числе и в Украине, есть особый музыкальный лидер, имя которому — джаз.

Сегодня наш гость Петр Вячеславович Полтарев — музыковед, джазовый критик, директор единственной в Украине Школы джазового и эстрадного искусств, советник министра, глава экспертного совета по вопросам джазовой музыки, член президиума Союза эстрадных деятелей Украины, член правления Украинской джазовой федерации и Союза ветеранов джаза, автор и ведущий многочисленных теле- и радиопрограмм, доцент, автор многих научных и методических работ, джазовый обозреватель украинских и зарубежных массмедиа, член жюри и ведущий известнейших фестивалей джазовой, популярной и рок-музыки, основатель и президент музыкальных фестивалей «Зимние джазовые встречи», «Амулет надежды», The Beatles fest, «Ветры надежды», конкурсов «Jazz зори», Yellov Submarine (Украина), «Бисерна обала» (Черногория), президент творческого агентства и общественной организации «Артлига», генеральный директор «Продюсерского центра Петра Полтарева», кавалер орденов Святого Архистратига Михаила и Великого князя Владимира.

Петр Вячеславович, почему такое внимание к джазу?

Во-первых, именно этому музыкальному направлению согласно мировой статистике отдают свое предпочтение большинство руководителей среднего и высшего звена, менеджеров и бизнесменов. Во-вторых, пусть с опозданием, но интерес к джазу активизировался и в Украине. Косвенным подтверждением этому стали переполненные сегодня залы на концертах джазовой музыки, резкое увеличение джазовых гастролеров, в том числе и самого высокого ранга, невероятное, по сравнению с минувшими годами, количество джазовых фестивалей и конкурсов.

Вы человек, который отдал джазу большую часть жизни, причем в период не самый благоприятный для его развития в нашей стране, откуда это у вас?

Из детства. В искусство каждый приходит своим путем. В джаз тем более. Лично мне в этом плане повезло. Так называемая эпоха разгибания саксофонов канула в Лету, и хоть джаз по-прежнему не приветствовался, не только слушать, но и играть его стало можно. К тому же наличие достаточно полной по тем временам коллекции джазовых граммофонных пластинок. Спасибо родителям, особенно маме, которая была не только увлеченным сторонником этой музыки, но и крепким профессионалом. Студенческие годы в Московской консерватории, личное знакомство с Александром Цфасманом, Исааком Дунаевским, Леонидом Утесовым… Ее с удовольствием приглашали играть в ведущих джаз-оркестрах в 30–40-х годах. Вторым, не менее важным фактором стало детство, проведенное в самом прозападном городе СССР — Львове. Только там можно было не просто свободно слушать джаз, но даже видеть его по польскому телевидению, антеннами на прием которого были утыканы все крыши.

Помечтать под музыку у камина за бокалом вина или чашкой чая — чем не занятие для осеннего вечера? У всех свои ассоциации, своя музыка, свое мироощущение и свой темп жизни…

Таким образом, ваши предпочтения в музыке определили время и место?

Безусловно, но все же фактор семьи, на мой взгляд, является главенствующим. Род наш достаточно древний, особенно по материнской линии, как-никак три гетмана Украины в роду. По отцовской линии — так называемые петровские дворяне, купцы первой гильдии, получившие дворянство в правление Петра Первого. Об отце можно писать целый роман. Подробности его непростой биографии я узнал незадолго до его смерти. Он был талантливым ученым, одно время работал с самим Королевым. Во время Второй мировой его похитила немецкая разведка, потом советская. Мама создала украинскую арфовую школу, которую сегодня хорошо знают во всем мире.
Мне можно было идти в одном из двух направлений. Мама была профессором консерватории, папа тоже профессором, но в области физики металлов. При этом в нашем доме постоянно звучала музыка, его посещали люди, как правило, связанные с искусством.
К примеру, папа дружил с Мстиславом Ростроповичем. Родители не были настроены на то, чтобы я профессионально занимался музыкой, впрочем, как
и положено ребенку из интеллигентной семьи, музыкальную школу я все же посещал. В то время мы жили в Москве, я учился в математической школе.
Но после ее окончания понял раз и навсегда: математиком не буду. После бурных объяснений поступил во Львовскую консерваторию, где получил хорошее академическое образование: учился в классе профессора Н. Ф. Колессы.
Выбор был осознанным и не только потому, что Львов был моей родиной и я безумно его любил. С профессиональной точки зрения только во Львове была настоящая венская школа дирижирования. Нам преподавали блестящие профессора, которые в свое время сами учились и преподавали в Вене, Праге, Париже. Венская школа, весьма распространенная в Европе, была серьезным конкурентом советской школы, культивируемой в Москве. Уже гораздо позже, когда совсем небольшой период я дирижировал симфоническим оркестром, благодарность моя моим профессорам не знала границ, та школа, которую мне удалось освоить, не пропала с годами. Да и сегодня я готов взять в руки батуту (дирижерская палочка. — Ред.) и встать перед оркестром.

“Джазовый ритм, несущий неуемную энергию, вдохновляющий, как любовь, и целительный, как эликсир жизни, стал тем толчком, что подстегнул развитие общества невиданными ранее темпами”

И все же джаз победил?

Как и многим молодым людям, определенное фрондирование мне всегда импонировало. Тянуло заниматься тем, что шло вразрез с общей политикой советского государства. Лично у меня это проявилось в музыке. На первом курсе я играл рок-н-ролл, потом серьезно увлекся джазом. Собственно с джазовой музыкой я дружил с момента знакомства с Юрой Варумом (отцом известной в дальнейшем певицы). Будучи однокашниками, мы где-то в классе девятом создали, как мне кажется, неплохую джазовую вокальную группу, чтото в стиле модных тогда «Свингл сингерс». Позднее мне довелось стать солистом великолепного джазового ансамбля Владимира Кота, там я впервые спел джаз на профессиональной сцене. Кстати, этот ансамбль был лауреатом первого в СССР международного джазового фестиваля, который проходил в 1967 году в Таллине.

Вы работали в таких славящихся своей джазовой традицией городах, как Москва, Питер…

Как это часто бывает, в одном из концертов, я тогда работал с известным джазовым лидером Давидом Голощекиным, меня услышал Илья Рахлин, легендарный руководитель Ленинградского мюзик-холла, предложил сотрудничать. Тогда же я познакомился с Сашей Журбиным, Эдитой Пьехой, Альбертом Асадулиным, Ириной Понаровской… Джаз практически не исполнял. Так, иногда, с ансамблем Олега Куценко.

Как складывалась ваша дальнейшая жизнь…

Как и у большинства людей, взлеты, падения. В 80-м закончилась моя карьера солиста-вокалиста. Закончилась на высокой ноте — участием в телевизионном «Новогоднем огоньке», по тем временам высшее признание. Но петь то, что хотелось, было нельзя по идеологическим причинам, а совковая эстрада не привлекала. Правда, были и приятные моменты — удалось поработать с великим Олегом Леонидовичем Лундстремом, с оркестрами Силантьева и Михайлова, с биг-бендом Владислава Кадерского, участвовать в записи первых альбомов Володи Мигули и последних Эдуарда Колмановского.

После ухода с большой сцены наступил ли период разочарований, каких-то исканий?

Отнюдь. Я был готов к тому, чтобы в корне изменить жизнь. Став руководителем эстрадного отдела Львовской филармонии, я не только занялся формированием новых эстрадных коллективов и организацией концертов, но и начал активно продвигать на отечественную сцену различные джазовые ансамбли, обретавшиеся, как правило, в недрах так называемой художественной самодеятельности. Пожалуй, наиболее удачный проект тех времен — джазовый фортепианный дуэт Юрий Бонь — Вячеслав Полянский. К филармоническому периоду относится и мое знакомство с небезызвестным Игорем Билозиром и его молодой женой Оксаной. Стоило немалого труда организовать их переход на профессиональную сцену, но успех превзошел все ожидания.
Потом звонок из министерства, предложение формировать эстрадно-джазовое отделение в училище им. Глиэра. Знакомство с Володей Симоненко. Преподавательская деятельность на ниве совершенно не разработанной темы истории и стилистики джаза. Первые джазовые фестивали и конкурсы, к сожалению, уже в качестве «уважаемого члена жюри». Перестройка. Независимость. Отъезд за границу. Возвращение. Пожалуй, именно тогда, в конце 90-х, я всерьез задумался о том, что время уходит, а то, что я знаю и умею, остается невостребованным. Пришлось наверстывать. Преподавание в Киевском национальном университете культуры и искусств натолкнуло на идею создания первой в Украине школы джазового и эстрадного искусств. Сегодня школа — моя гордость. Удалось наладить хорошие контакты с профессурой соответствующих учебных заведений США и Европы, что с 2006 года дало возможность на базе нашей джазовой школы организовать первый в нашей стране «Джазовый интенсив» с участием великолепных педагогов — профессоров Berklee College Of Music, Rutgers University, Manhattan School of Music.
Не все решалось просто, понимания, особенно со стороны чиновников, далеких от музыки, добиться было чрезвычайно сложно. Тем не менее поддержка моих коллег, отдельное спасибо заместителю директора по учебной работе Браунер, и городских властей решила проблему. Еще одним проектом, которым я вправе сегодня гордиться, стало рождение уникального цикла концертов с участием звезд американского, европейского и украинского джаза под общим названием «Международный джазовый абонемент».
Впервые отечественные поклонники джазовой музыки смогли на регулярной основе встречаться с высококлассными джазменами, представителями различных джазовых школ, и что, на мой взгляд, чрезвычайно важно, представителями «материнского» — черного джаза Америки.

Приятно, когда такой мастер, как Кейко Мацуи приехала «разыграться» перед концертом именно ко мне

В Киеве вы работали со многими представителями как властной, так и бизнес-элиты…

Это правда, я даже не ожидал, что так много людей в нашем городе активно поддерживают джаз. Особенно приятно было познакомиться с молодым, но уже весьма «продвинутым» бизнесменом и активным подвижником джаза, моим сегодняшним визави — Владимиром Четвериковым. Наша дружба стимулировала создание целого ряда любопытнейших проектов, связанных с джазом, в том числе мощный джазовый фестиваль «Зимние джазовые встречи», ставший резонансным культурным событием в Украине. С его помощью удалось впервые в Украине провести фестиваль и конкурс на лучшее исполнение музыки The Beatles, патроном которого стал никто иной как сам сэр Пол МакКартни.

В чем секрет притягательности музыки, имеющей далекие от Украины корни?

Джаз, как и время, никогда не повторяется и не устаревает. В этом его извечная актуальность.

Во всем мире увлечение джазом считается престижным выбором. Как думаете, почему?

Престиж всегда ассоциировался с эксклюзивностью. Джаз тоже. Он непредсказуем и требует высокого интеллектуального уровня восприятия. Не являясь формой массовой культуры, джаз вызывает ощущение принадлежности к некоей «высшей» касте и неосознанно ассоциируется с роскошью — дорогими коньяками, сигарами, парфюмами и всеми атрибутами «красивой» жизни. Для сильных мира сего характерна тяга к нестандартным решениям, на которых базируется и джаз.

Часто приходится слышать, что джазовая музыка непопулярна, невостребована…

Ох уж эта «невостребованность» джаза! Ну почему люди, которым он безразличен, навязывают остальным свое мнение? От них никто не требует посещать джазовые концерты или настраивать приемники на волну джазового радио. Увы, стремление подогнать всех под свой интеллектуальный уровень — воинственное проявление бескультурья. К сожалению, и ряд пишущих о джазе обожают поплакаться: джаз, дескать, не понимают, не хотят поддерживать. Неправда. И понимают, и поддерживают. Просто есть люди, которым выгодна позиция «защитниководиночек» гонимого искусства. Но ситуация меняется на глазах. На одном из последних столичных концертов известного американского джазового пианиста Дона Фридмана, который мы организовывали, было приятно наблюдать в зале представителей западной и украинской элиты: известных бизнесменов, артистов, политиков, дипломатов. Они искренне аплодировали каждой удачной импровизации маэстро и честно, с явным энтузиазмом, отсидели два продолжительных отделения.
Рейтинг джазовых проектов постоянно растет. К тому же вкладывать деньги в джаз становится модным. Сегодня организаторы серьезных джазовых проектов извлекают из них двойную пользу: солидный вес в сфере реализации интеллектуального продукта плюс реальный заработок на нем. Достаточно посмотреть список рекламодателей.

“Джаз вызывает ощущение принадлежности к некоей «высшей» касте и неосознанно ассоциируется с роскошью — дорогими коньяками, сигарами, парфюмами и всеми атрибутами «красивой» жизни”

И все же, что заставляет современную бизнес-элиту увлекаться джазом?

Скорее всего, это не только круг духовных интересов. Точный ответ, полагаю, дать не может никто. Можно лишь предположить, что удивительный синтез европейских и афроамериканских традиций, внедрившихся в мировую культуру ХХ столетия под названием джаз, оказался наиболее созвучным внутреннему состоянию человека и каким-то образом стимулировал реализацию его потенциальных возможностей. Не исключено, что джазовый ритм, несущий неуемную энергию, вдохновляющий, как любовь, и целительный, как эликсир жизни, стал тем толчком, что подстегнул развитие общества невиданными ранее темпами. Как бы то ни было, но решающий рывок в поступательном движении человеческой (особенно европейской, американской) цивилизации удивительным образом совпал с глобальным распространением джазовой и близкой к джазу музыки в его среде.

То есть вы полагаете, что джаз как весомый фактор современного музыкального искусства может потеснить так называемую поп-музыку с ее традиционного рынка?

С некоторых пор в столице стремительно входит в моду приглашать джазовые коллективы на корпоративные вечеринки, презентации, званые обеды, телевизионные ток-шоу и даже научные конференции. Большинство отечественных бизнесменов уже приняли тот факт, что слушать и понимать джаз — признак хорошего тона и вкуса. В сознании социума джаз прочно укрепился как музыка высших слоев общества, а любитель и ценитель джаза — как неординарный и успешный человек. Сформировался и сравнительно новый клан бизнесструктур, специализирующихся на реализации всевозможных джазовых мероприятий и реально потеснивших на этом фронте традиционные продюсерские и концертные организации. Многие из них активно продвигают на украинский рынок различные национальные и международные джазовые проекты.